Дегенеративная миелопатия у собак

 д.в.н. Козлов, Н.А., Захарова, А,А.

Введение

Дегенеративная миелопатия (DM) – это медленно прогрессирующее, неизлечимое дегенеративное заболевание центральной нервной системы взрослых собак средних и крупных пород, при котором происходит поражение как верхних, так и нижних моторных нейронов, что приводит к параличам с последующей атрофией мышц. Averill в 1973 году впервые описал DM у собак. В 1975 году Griffiths и Duncan опубликовали серию клинических случаев с признаками гипорефрексии с участием нервных корешков и назвали это заболевание – дегенеративная радикуломиелопатия [1]. Хотя большинство собак в тех первых исследованиях были немецкими овчарками, другие породы также были представлены. Тем не менее, в течении долгих лет DM считалась болезнью немецких овчарок. Некоторые породы имеют гистологически подтвержденную DM: немецкая овчарка, сибирский хаски, малый и большой пудель, боксер, пемброк и кардиган вельш корги, чепасик бей ретривер, бернский зенненхуд, керри блю терьер, золотистый ретривер, американская эскимосская собака, ирландский мягкошерстный пшеничный терьер и мопс [2].

Результаты исследований и их обсуждение

Клиническая картина DM, как правило, состоит из медленно прогрессирующей, не причиняющей боль Тh3–L3 миелопатии у возрастных крупных пород собак. Дегенеративная миелопатия манифестирует в пять и более лет, но средним возрастом начала проявления неврологических симптомов считается девятилетний возраст для больших пород собак и 11 летний для вельш корги [1, 2]. На начальных этапах развития болезни отмечается дегенеративная проприоцептивная атаксия и ассиметрический спастический парапарез, с сохранением спинальных рефлексов [2]. Может наблюдаться тремор тазовых конечностей при поддержании веса. Начальные клинические признаки дисфункции спинного мозга часто ошибочно принимают за дисплазию тазобедренного сустава, которая также может присутствовать у пациента с этим расстройством спинного мозга. У 10%-20% больных собак снижен или отсутствует коленный рефлекс на одной или обеих конечностях. При наличии нормального или повышенного тонуса тазовых конечностей и отсутствия атрофии четырехглавой мышцы бедра, эта потеря коленного рефлекса отображает дисфункцию сенсорных компонентов рефлекторной дуги. Какое это имеет отношение к аксонопатии при DM – неизвестно, возможно это часть патологического процесса и отображает поражения в L4-L5 сегментах спинного мозга или возрастная нейропатия не связанная с DM [3]. В дальнейшем развивается параплегия, умеренная потеря мышечной массы и уменьшение или отсутствие спинальных рефлексов на тазовых конечностях. Заболевание обычно прогрессирует в течении 6-12 месяцев (у мелких собак дольше, чем у крупных) и многие владельцы выбирают эвтаназию из-за неспособности пациента самостоятельно передвигаться [2]. По мере прогрессирования заболевания в патологический процесс вовлекаются грудные конечности (параплегия, парапарез), на тазовых конечностях тяжелые потери мышечной массы, собака теряет способность удерживать мочу и кал. На поздних стадиях развития заболевания наблюдается тетраплегия и признаки поражения ствола головного мозга. Трудности с глотанием, движением языком, отсутствует способность лаять; снижение или отсутствие кожных рефлексов; тяжелые потери мышечной массы; мочевое и фекальное недержание [1, 2, 3].

Этиология дегенеративной миелопатии изучалась многими учеными. Иммунологический, метаболический или алиментарный, окислительный стресс, эксайтоксичность (патологический процесс, ведущий к гибели нервных клеток под действием нейромедиаторов, способных гиперактивировать NMDA- и AMPA-рецепторы) и генетический механизм были исследованы как патогенез дегенеративной миелопатии [1]. Несколько научных работ были связаны с нарушениями иммунной системы у собак, страдающих этим заболеванием, однако они оказались бездоказательными. Это не воспалительная болезнь спинного мозга. Попытки выделить ретровирус в очагах поражения оказались неудачными [3]. Лечение собак с DM глюкокортикостероидами, витаминами Е и В12 (часто используется из-за их роли в терапии других дегенеративных неврологических расстройств), а также аминокапроновой кислотой не приводили к доказанному замедлению развития заболевания [2, 3]. Применялись и многие другие методы лечения, но ни одна из процедур не внесла заметных изменений в развитие этой болезни [2]. Долгосрочный прогноз не благоприятен и многие владельцы решаются на эвтаназию.

Однотипность клинических признаков, гистопатологий, возраста и породная предрасположенность собак предполагает наследственный характер заболевания [1]. В последнее время DM связывают с мутациями у супероксид дисмуртазы 1 (SOD1) гена [4]. Мутация в гене SOD1, как известно, причина бокового амиотрофического склероза (БАС) у людей, которая так же известна, как болезнь Лу Герига. Греческое происхождение слова амиотрофия означает «мышцы без питания». Боковое расположение в спинном мозге аксонной болезни и склероза означает поражение аксонов и замещение их склерозной или «рубцовой» тканью [1]. DM собак рассматривают как спонтанную модель БАС людей [4]. Тест ДНК на основе мутации SOD1 доступен для собак в настоящее время. Считается, что дегенеративная миелопатия собак имеет аутосомно-рецессивный тип наследования. Собаки, гомозиготные по мутации подвержены риску развития DM и будут отдавать по одной хромосоме с мутантным аллелем всем своим потомкам [2].  Некоторые собаки по результатам теста ДНК являются рецессивными гомозиготами и обладают двумя мутантными аллелями, но свободны от клинических признаков, что свидетельствует о возрастной неполной пенетрантности. Гетерозиготы считаются лишь носителями DM и способны передавать половине своих щенков мутацию в SOD1 гене [2]. Однако исследования, проведенные Zeng R. и др. на 126 собаках с подтвержденной патогистологически DM выявили среди них 118 рецессивных гомозигот по мутации и 8 гетерозигот [5].

Заключение

Прижизненный диагноз DM ставится на основе распознавания прогрессирования клинических признаков с последующей системой диагностических мер, направленных на исключение других заболеваний спинного мозга [1]. Межпозвонковая экструзия или протрузия диска, безусловно, является наиболее значимым клиническим расстройством, которое необходимо отличать от DM. Следует помнить, что старые собаки могут одновременно страдать от дегенеративной миелопатии, а также иметь одну (или более) умеренную грыжу диска [3]. Неоплазия также является диагнозом, который необходимо дифференцировать по МРТ от DM. Анализ спинномозговой жидкости может помочь исключить менингит [1]. Окончательный диагноз DM ставится на основе характерных гистопатологических нарушений в спинном мозге на аутопсии [2].

Литература

  1. Handbook of Veterinary Neurology, 5th Edition by Michael D. Lorenz, BS, DVM, DACVIM, Joan Coates, BS, DVM, MS, DACVIM and Marc Kent, DVM, BA, DACVIM, 2011.
  2. Practical Guide to Canine and Feline Neurology, 3rd edition, by Curtis W. Dewey and Ronaldo C. da Costa, 2015.
  3. Veterinary Neuroanatomy and Clinical Neurology, 3rd Edition
    By Alexander de Lahunta, Eric N. Glass, MS, DVM, DACVIM (Neurology) and Marc Kent, DVM, BA, DACVIM, 2009.
  4. Accumulation and aggregate formation of mutant superoxide dismutase 1 in canine degenerativemyelopathy. Nakamae S., Kobatake Y., Suzuki R, Tsukui T, Kato S, Yamato O, Sakai H, Urushitani M, Maeda S, Kamishina H. 2015
  5. Breed distribution of SOD1 alleles previously associated with canine degenerative myelopathy. Zeng R, Coates JR, Johnson GC, Hansen L, Awano T, Kolicheski A, Ivansson E, Perloski M, Lindblad-Toh K, O’Brien DP, Guo J, Katz ML, Johnson GS. 2014. Journal of Veterinary Internal Medicine published by Wiley Periodicals,